Пьесы

ПЕТРУШКА. УЛИЧНЫЙ ТЕАТР

Происходит чуть ли не по всем городам, пригородам и селам России.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а:

П е т р у ш к а, М у з ы к а н т, Ц ы г а н и лошадь.
Вдали показывается Музыкант с шарманкой, его товарищ, главный комедиант; у него ширмы, ящик с куклами. Петрушка, еще сидя в ящике, поет визгливым голосом:
Вдоль по Питерской
По дороженьке
Едет Петенька
Да с колокольчиком!
Расставляются ширмы; во все это время Петрушка поет и кричит, что ему взбредет в голову. Наконец появляется сам и с громким хохотом садится на краешек ширм.

П е т р у ш к а. Ха-ха-ха! Разлюбезные господа! Вот и я приехал сюда, не в тарантасе-рыдване, а прямо на аэроплане — в дубовом ящике! Мое вам почтение, господа! Я ваш старый знакомый — Петрушка. Пришел вас повеселить, позабавить да с праздничком поздравить! (Обращается к Музыканту.) Цыган не приходил?
М у з ы к а н т. Давно тебя дожидается.
П е т р у ш к а. Зови сюда!

Появляется Ц ы г а н с лошадью.

Ц ы г а н. Здравствуй, мусью Шишел-Мышел! Я к тебе сам конский заводчик вышел! Как живешь-поживаешь? Часто ли хвораешь? Я — Цыган Мора из цыганского хора, пою басом, заедаю ананасом, запиваю квасом!
П е т р у ш к а. Вот что, чумазая рожа, Шалтай-Балтай! Ты понапрасну языком-то не болтай, а говори дело!
Ц ы г а н. Мой знакомый — англичанин Рок воткнул себе вилы в бок, по всей Европе кочует, каждую ночь на Хитровке ночует... Шишел-Мышел, от кого-то слышал, что тебе хороший конь требуется.
П е т р у ш к а. Да, брат, я давно хлопочу — скакового бегуна завести хочу. Только хороша ли у тебя лошадь?
Ц ы г а н. Такая, хозяин, лошадь, что без хомута гони в четыре кнута... и то только по ветру! Не конь, а огонь: бежит — дрожит, спотыкается, а упадет — не подымается!
П е т р у ш к а. Ой-ой-ой! Батюшки-сватушки! Вот так лошадь! А какой масти?
Ц ы г а н. Бурая, гнедая, с боков худая, с пятнами, без хвоста и гривы — лохматая, на один глаз кривая, такая же, как и ты — горбатая. Арабской породы, с аттестатом.
П е т р у ш к а. Вот такую-то мне и надо... А сколько стоит?
Ц ы г а н. Для кого четыре тысячи, а тебе, по знакомству, за двести рублей отдам!
П е т р у ш к а. Что ты, чумазый, дорого заломил? Или не проспался?
Ц ы г а н. Мой запрос не лезет к тебе в нос! Говори по душе: сколько даешь?
П е т р у ш к а. Рубль с четвертью.
Ц ы г а н. Экий ты какой, с тобой хоть волком вой! Прибавляй ребятишкам на молочишко.
П е т р у ш к а. Ну, вот тебе — сто рублей.
Ц ы г а н. Мало, барин хороший! Прибавь еще.
П е т р у ш к а. Хочешь, полтораста с двумя копейками?
Ц ы г а н. Делать нечего, для милого дружка и сережка из ушка! Давай деньги.
П е т р у ш к а. Погоди, сейчас за кошельком схожу. (Уходит и быстро возвращается с дубиной-трещоткой, начинает бить Цыгана по голове.) Вот тебе сто, вот тебе полтораста! (Цыган убегает.) Эй, эй! Чумазый! Подожди — еще две копейки осталось! (Хохочет и обращается к Музыканту.) Музыкант, дешево я лошадь купил?
М у з ы к а н т. На что лучше! Только бесчестно поступил — двух копеек недодал!
П е т р у ш к а (хохочет). А лошадь-то хороша — совсем молодая! Ни одного зуба уж во рту нет! (Садится верхом на лошадь.) Прощай, Музыкант, до свидания, господа, ребята!
М у з ы к а н т. Куда ты, Петр Иванович, едешь?
П е т р у ш к а. Отсюда через Вологду и Архангельск, махну прямо на Кавказ — пить кахетинский квас. (Лошадь брыкается.) Тпру! Тпру! Сивка-бурка! Тише, окаянная! А то я упаду и горбатым на целый век сделаюсь! (Лошадь сбрасывает Петрушку за ширму.) Ой, батюшки! Пропала моя головушка удалая! Смерть моя идет!..
М у з ы к а н т. А где твоя смерть-то, Петра Иваныч?
П е т р у ш к а. Ой-ой-ой! За земской заставой, на огороде картошку копает!
М у з ы к а н т. Не горюй: еще не скоро придет.
П е т р у ш к а. Да, лет через двадцать, к Покрову, наверное, умру... Зови скорей доктора!
М у з ы к а н т. В один момент приведу.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Петрушка, Музыкант и Д о к т о р.

П е т р у ш к а (лежит и стонет).
Пускай могила меня накажет, Своей я смерти не страшусь!

Входит Д о к т о р.

Д о к т о р. Кто здесь больной? Что за шум такой? Не стонать, не кричать, а смирно до самой смерти лежать! Я знаменитый доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь. Акушер и коновал, знает меня весь Зацепский вал! Произошел все науки в Италии и много далее; производил операции в Париже и сюда к нам поближе! Талантом владею, лечить умею: кто ко мне придет на ногах, тот от меня пойдет на костылях или повезут на дровнях. Где больной?
П е т р у ш к а. Батюшка коновал-лекарь, из-под моста аптекарь! Пожалей ты меня, сиротинушку, не губи: на дровнях-то не вези, а уж лучше в колясочке.
Д о к т о р. Ну, рассказывай весть про свою болесть: внутри или снаружи? Тут или здесь? (Ощупывает Петрушку.)
П е т р у ш к а. Вот, между лопатками, около подложечки, да правая мостолыжка ноет.
Д о к т о р. Здесь?
П е т р у ш к а. Пониже да полевее!
Д о к т о р. Тут?
П е т р у ш к а. Повыше до поправее!
Д о к т о р. Экий ты болван какой! С тобою потеряешь всякий покой! То пониже, то повыше! Встань да укажи!
П е т р у ш к а. Батюшка-доктор, встать-то мне силы нет! Видно, затянулась моя болесть на сорок лет. Ой-ой! Сейчас встану да покажу. (С трудом поднимается, уходит и возвращается с палкой, которой бьет Доктора по голове, по шее и спине.) Вот тут ломит! Вот здесь стонет! В этом месте болит, а тут мозжит!

Доктор убегает.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Петрушка, Музыкант и Н е м е ц.

Н е м е ц (поет и танцует). Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

Появляется П е т р у ш к а.

П е т р у ш к а. Музыкант, что это за чучело?
М у з ы к а н т. А это заграничный человек, не говорит по-русски, спроси его по-французски.
П е т р у ш к а. Это как же по-французски?
М у з ы к а н т. Парлэ-ву-франсе, Альфонс Ралле.
П е т р у ш к а. Эй, господин-мусью! Парлэ-ву-франсе? (Немец молча раскланивается.) Кой черт! Да он по-французски ни шиша не знает! Должно быть, это немец с зеленых островов. Спрошу-ка я его по-немецки... Шпрехен-зи-дейч, Иван Андреич?
Н е м е ц. О, я! Их шпрехе гут.
П е т р у ш к а. Кого тут жгут? Говори по-московски.
Н е м е ц. Мейн либер гер, вас?
П е т р у ш к а. Какой ты тут нашел квас? Вот лучше я тебе стаканчик поднесу! (Колотит Немца палкой, тот убегает.) Музыкант, куда Немец пропал? Должно быть, побежал квас пить... Пойду-ка и я стаканчик хватить!
М у з ы к а н т. Погоди, он сейчас вернется, это он, наверное, тебя угостить хочет.
П е т р у ш к а. Вот это хорошо! А я пока песенку спою. (Поет, грустно раскачивая головой.) «Под вечер осенью ненастной...» (Появляется Немец, ударяет Петрушку палкой по голове и быстро скрывается.) Что это за диковинка, братец Музыкант: будто комар летел и меня по затылку крылом задел! (Немец опять появляется и раскланивается.) Ага! Вот и Шпрехен-зи-дейч вернулся! Музыкант, что же у него бутылки не видно, а какая-то палка?
М у з ы к а н т. Это у него штопор.
П е т р у ш к а. Хорош штопор! Вот я его сейчас им отшто-порю! (Вырывает у Немца палку и несколько раз колотит его по голове, Немец падает на барьер.)
М у з ы к а н т. Что ты наделал, злодей! Ведь ты его убил.
П е т р у ш к а. Купил? Зачем он мне нужен? Хочешь, я его тебе даром отдам — совсем с требухой и косточками.
М у з ы к а н т. На что он мне? Еще с ним под суд попадешь!
П е т р у ш к а. Ну, так я его на рынке продам. (Кладет Немца себе на спину, вертится с ним во все стороны и кричит.) Поросят! Поросят! Кому надо, дешево продам!.. (Скрывается.)

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Петрушка, Музыкант и потом К а п р а л.

П е т р у ш к а (приплясывая, поет).
Всем известен я за хвата,
Хоть поклясться вам готов, —
От Варварки до Арбата
И до Пресненских прудов!..

Появляется К а п р а л, Петрушка моментально скрывается.

К а п р а л. Музыкант, куда Петрушка скрылся?
М у з ы к а н т. Не могу знать, господин Капрал! Пошел налево, а может быть, свернул направо.

Из-за ширмы показывается только голова Петрушки.


П е т р у ш к а. Музыкант, скажи ему, что я уехал в Париж...
К а п р а л (быстро поворачивается и хватает Петрушку). Вот я тебе покажу, мошеннику, Париж — живо от него угоришь! Ты здесь все буянишь да с благородными людьми грубиянишь! Кричишь, орешь, всей Москве покою не даешь! Вот я тебя, голубчика, возьму в солдаты без срока!.. Станешь ты у меня из-под пушек выгонять лягушек.
П е т р у ш к а. Ваше сковородне, господин будочник-капрал! Какой я солдат — калека с горбом? Нос крючком, голова сучком, а сам ящиком! А потом у меня становой жилы нет!
К а п р а л. Врешь! Где у тебя горб?
П е т р у ш к а. Я горб потерял на Трубной площади!
К а п р а л. Этим от меня не отделаешься! Вот тебе ружье, становись во фронт!
П е т р у ш к а. Это не ружье, а палка!
К а п р а л. Дураков прежде учат палкой, а потом ружьем. Смирно! Равняйсь! К но-о о-ги!
П е т р у ш к а. Ой-ой, кусают блохи!
К а п р а л. Слушай команду: на плечо!
П е т р у ш к а. Ой-ой, больно горячо!
К а п р а л. Правое плечо вперед!
П е т р у ш к а (ударяет его палкой). Вот тебе, вот!
К а п р а л. Что ты делаешь, дурачина? Не получить тебе следующего чина.
П е т р у ш к а. Самую малость споткнулся, господин Капрал!..
К а п р а л. Слушай команду: кругом, марш! (Петрушка идет сзади Капрала.) Левой, правой! Раз, два!
П е т р у ш к а. Черт кудрявый! (Ударяет Капрала по затылку.) Три, четыре, пять, шесть! Иди расчесывать шерсть!

Капрал убегает

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
Петрушка, Музыкант и Ш а в к а.

П е т р у ш к а. Ха-ха-ха! Ловко я, Музыкант, отслужил? Прапорщика запаса чин получил!
М у з ы к а н т. На что лучше! Теперь тебе, Петр Иванович, и о свадьбе подумать следует... Готовь приданое.
П е т р у ш к а. У меня приданое богатое: все вещи хорошие — пять кафтанов с новенькими заплатами, три шляпы помятые, полтора аршина холста, лошадь на трех ногах, без хвоста, в амбаре луковица да солдатская пуговица... Есть чайник без крышки с одной ручкой, да и тот в починку отдан!
М у з ы к а н т. Приданое важное! Полным домом жить будете!

Выскакивает большая лохматая с о б а к а и со злобным лаем бросается на Петрушку.

П е т р у ш к а (чмокает). Шавочка! Шавочка-кудлавочка!.. (Собака хватает его за кафтан.) Куда ты, оглашенная? Стой, стой! Казенный мундир разорвешь. Ой, батюшки, больно! Шавочка, душечка! Пойдем ко мне жить — буду тебя кошачьим мясом кормить! (Собака кидается и хватает его за нос.) Ай-ай! Голубчики, братики-сватики! Заступитесь, родимые! Не дайте собачьей смертью погибнуть! Пропадай, моя головушка удалая, с колпачком и с кисточкой!

Собака теребит Петрушку и за нос утаскивает его.