Пьесы

УЛИЧНЫЙ ТЕАТР, СПИСАННЫЙ СО СЛОВ УЛИЧНОГО ПАЯЦА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

П е т р у ш к а. Бонжур, нарумяненные старушки, молодые старички! Я мусье фон гер Петрушка, вас забавлю, потешу да и с праздником поздравлю.

В это время является Ц ы г а н с лошадью.

Ц ы г а н. Мусье Петрушка, здравствуй! Как живешь-можешь? Хорошо ли хвораешь?
П е т р у ш к а. А тебе какое дело? Ты доктор разве?
Ц ы г а н. Какой я доктор?.. Я Цыган Мора из яровского хора, пою басом, запиваю квасом.
П е т р у ш к а. А ты зубы-то не заговаривай, говори — что тебе надо, да и проваливай.
Ц ы г а н. Мне говорил француз Фома, что тебе нужно рысистого коня.
П е т р у ш к а. Нужно, брат, нужно. Да хорош ли у тебя конь-то?
Ц ы г а н. Не конь, а диво: бежит — дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру, без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглядывается. На гору побежит-заплачет, а с горы бежит — скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уж сам вези — отменная лошадь!
П е т р у ш к а. Ого-го-го! Залихватская лошадь! А какой она масти?
Ц ы г а н. Буланая с пятнами, гривой лохматая, хвостом горбатая — иноходец.
П е т р у ш к а. Ого-го-го! Такой-то у меня и нет. А какая ей цена?
Ц ы г а н. По знакомству недорого возьму — три сотенных.
П е т р у ш к а. Что ты, фараоново племя, с ума сошел — три сотенных?!
Ц ы г а н. Сколько даешь, чего не жалеешь?
П е т р у ш к а. Хочешь, два с полтиной да дубину с горбиной?
Ц ы г а н. Мало, прибавь ребятишкам на молочишко.
П е т р у ш к а. Возьми сто рублей!..
Ц ы г а н. Да не скупись, прибавляй больше!
П е т р у ш к а. Хочешь, полтораста с пятачком на водку!
Ц ы г а н. По рукам — давай деньги!
П е т р у ш к а. Давай сначала лошадь.
Ц ы г а н. Из полы в полу, только дай задатку.
П е т р у ш к а. Изволь! Ты только тут погоди, я сбегаю к соседу да мелочь разменяю. (Скрывается.)

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

П е т р у ш к а (является с палкой и бьет Цыгана по голове). Вот тебе сто, вот тебе полтораста... (Цыган убегает.) Ого-го-го! От такого задатку не поздоровится. Музыкант! Давай сюда лошадь, нужно сосчитать ей зубы, сколько ей лет. (Петрушка смотрит в рот лошади.) Вот так лошадь — совсем молодая, ни одного зуба во рту нет.
М у з ы к а н т. Мусье Петрушка, а который год лошади?
П е т р у ш к а. Шесть было, а теперь три стало. (Вскакивает на лошадь.) Музыкант! Прощай, я уезжаю...
М у з ы к а н т. Далеко ли нелегкая несет?
П е т р у ш к а. В Вязьму, на Валдай, а ты никому не болтай. (Скачет и поет.)
Вдоль по Питерской по дороженьке,
По Тверской-Ямской с колокольчиком...
(Лошадь в это время сбрасывает с себя Петрушку.) Ой, голубчики!.. Смерть моя пришла!
М у з ы к а н т. А где твоя смерть живет?
П е т р у ш к а. На Гороховом поле бобы сажает. Матушки мои, умираю!..
М у з ы к а н т. Да нескоро еще?
П е т р у ш к а. Через год после тебя... Да зови же сюда поскорей коновала!
М у з ы к а н т. Притащу сейчас.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Д о к т о р. Не орать, а смирно-лежать. Я знаменитый доктор, коновал и лекарь, с Кузнецкого моста аптекарь и пекарь. Превосходно лечить умею, по наследству талантом владею отправлять на тот свет поскорее. Если кто ко мне припрет на ногах, то того, наверное, повезут домой на санях. Я был в Париже, был и ближе, был в Италии, был и далее...
П е т р у ш к а. Батюшка лекарь-аптекарь, не погуби, на санях на тот свет не вези, а на пролеточке.
Д о к т о р. Говори, в каком месте у тебя болит? Тут или здесь?
П е т р у ш к а. Пониже, повыше, поправей, полевей!..
Д о к т о р. Ах, какой ты глупый! То ниже, то выше! То правей, то левей!.. Ты сам не знаешь, где болит. Встань и покажи!
П е т р у ш к а. Батюшка коновал, вставать-то очень больно, мочушки нет. Ой, ой, ох! (Встает и уходит, затем возвращается с палкой и начинает колотить Доктора.) Вот тут больно! Вот здесь больно! Ха-ха-ха! Настоящий лекарь-аптекарь! Какой любопытный — все ему покажи.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Н е м е ц (прыгает и поет). Тру-ля-ля, фон-таля, тру-ля-ля!
П е т р у ш к а. Мое почтенье, господин!
Н е м е ц (раскланивается и продолжает петь). Тру-ля-ля! Тру-ля-ля...
П е т р у ш к а. Музыкант, что это за чучело, только кланяется да молчит?
М у з ы к а н т. Это заграничный человек, по-русски аза в глаза не знает! По-французскому его спросите.
П е т р у ш к а. Это как же так?
М у з ы к а н т. Мол, парле-ву-франсье, мусье!
П е т р у ш к а. Послушайте! Парле-ву-франсье, мусье! (Немец раскланивается.)
М у з ы к а н т. По-немецкому заговорите. Шпрехен зи, мол, дейч!
П е т р у ш к а. Очень уж мудрено, натощак и не выговоришь. Шпрехен-зи-дейч!
Н е м е ц. О! Я! Шпрехен!
П е т р у ш к а. И я! И я!..
Н е м е ц. Я! Я!
П е т р у ш к а. Да ты, чертова перешница, понимаешь ли: ты да я, нас тут двое! Говори по-ярославски!
Н е м е ц. Мейн гер-вас!
П е т р у ш к а. Где ты нашел тут квас? Убирайся, проваливай! (Бьет Немца, тот бежит.) Музыкант! Немец побежал пить квас, а я сбегаю проглотить шнапс (намеревается уйти).
М у з ы к а н т. Не уходи, Немец сию минуту назад вернется. Он побежал за шампанским — тебя угостить.
П е т р у ш к а. Ладно, если не врешь. Подожду да песенку спою.
За рекой на горе
Лес зеленый шумит.
Под горой, за рекой
Хуторочек стоит.
(В это время появляется Немец и бьет Петрушку по затылку палкой.) Эй, Музыкант! Что это у меня по затылку проехало?
М у з ы к а н т. Муха пролетела, да, должно быть, крылом и задела!
П е т р у ш к а. Ты угорел: какая тут муха! Точно оглоблей кто саданул. Ну да ничего. Я подстерегу и расквитаюсь. Ба-ба-ба! Немец воротился. Наше вам почтение... (Немец раскланивается.) Музыкант! Что же у Немца бутылки не видать?
М у з ы к а н т. Она у него под полой спрятана.
П е т р у ш к а. А в руке-то это у него что?
М у з ы к а н т. Немецкий штопор.
П е т р у ш к а. Хорош штопор! Ха-ха-ха! Вот он меня сейчас ловко отштопорит! (Немец кидается на Петрушку и бьет его. Завязывается драка. Петрушка убивает Немца, поворачивает и смотрит на него.) Музыкант! Немец притворился мертвым.
М у з ы к а н т. Вот хорошо-то: убил да говорит — притворяется.
П е т р у ш к а. Что ты врешь, что я его купил... Хочешь, я тебе даром его подарю! Не хочешь? Ну так я его стащу на Москву-реку купаться! (Кладет убитого Немца себе на плечо.) Капусты, картофелю молодого, кому нужно капусты!.. (Скрывается.)

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
П е т р у ш к а. Музыкант! Кто меня сейчас спрашивал?
М у з ы к а н т. Капрал, да такой сердитый.
П е т р у ш к а. Если он вернется да станет спрашивать меня, так ты ему скажи, что я уехал в Еривань.

Появляется К а п р а л.

К а п р а л. Я тебе дам такую Еривань, что своих не узнаешь. Ты что все шумишь, буянишь, с благородными людьми грубиянишь и никому покою не даешь — а?! Знаешь, я тебя за это отдам в солдаты без зачету!
П е т р у ш к а. Я в солдаты не гожусь! Я с горбом.
К а п р а л. Ты врешь! У тебя никакого горба нет. Покажи, где он. Да ты не хитри, не нагибайся...
П е т р у ш к а. Я горб потерял.
К а п р а л. Как ты потерял? Где?
П е т р у ш к а. На Трубе!
К а п р а л. Ну, да это все равно. Я принесу сейчас ружье и стану учить тебя солдатскому артикулу. (Уходит.)
П е т р у ш к а (хнычет). Вот тебе, матушка, и Юрьев день! А, каково! Живых стали брать в солдаты. Вот так клюква!.. Музыкант! Батюшка, не погуби мою головушку! Ступай за меня в солдаты! Я награжу тебя за это!..
М у з ы к а н т. А сколько ты мне дашь?
П е т р у ш к а. Хочешь, гривенник с алтыном да полушку с осьмушкой?
М у з ы к а н т. Не велик барин, послужишь и сам.
Входит К а п р а л.
К а п р а л. Бери ружье и учись. (Подает Петрушке палку.)
П е т р у ш к а. Какое это ружье... это дубина.
К а п р а л. Дурака скорей выучишь дубиной! Смирно! Слушать команду: от ноги!
П е т р у ш к а. Недавно спать все полегли.
К а п р а л. Равняйсь!.. На плечо!
П е т р у ш к а. Уж очень станет горячо!
К а п р а л. Правое плечо вокруг!
П е т р у ш к а. Как хвачу тебя я вдруг! (Бьет Капрала палкой.)
К а п р а л. Что ты делаешь, каналья?
П е т р у ш к а. Спотыкнулся, ваше сковородне!..
К а п р а л. Слушай команду! Налево кругом марш! Раз, два, три. Раз, два, три.

Петрушка идет за Капралом и стукает его палкой, Капрал удаляется.

ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ

П е т р у ш к а. Ловко послужил. В Сибирь было совсем угодил. Капрала-то угомонил и едва-едва концы схоронил. Музыкант! Слышал, лотерею разыгрывают, я один билет брал и то красную рубаху выиграл.
М у з ы к а н т. Где же это?
П е т р у ш к а. У Арбатских ворот, где налево поворот, перейдя Трубчатый мост, направо в тупике, где стоит мужик в муке.
М у з ы к а н т. А билеты-то почем?
П е т р у ш к а. Дешевые — берут по семитке с рожи, а у кого она толще, с того дороже.
М у з ы к а н т. А разыгрывают что?
П е т р у ш к а. Все хорошие вещи: новые фраки с заплатами, шелковые шляпы порядочно измятые, лощадь без хвоста, лодка без дна, чайник без крышки и дна, только ручка одна, да и та в починку отдана. Дюжина пьяных кухарок, охапка больных нянек, вязанка нищих, целый ворох гостинодворцев да полк золоторотцев с Хитрова рынка, люди все дельные...

В этот момент вбегает С о б а к а и лает.

П е т р у ш к а (ласкает Собаку). Шавочка, кудлашка, какая ты замарашка, уж не из Зарядья ли? (В это время Собака хватает Петрушку за рубаху.) Стой, пес ты эдакой, разорвешь рубаху, больно! Мухтарка, мухтарка! (Собака кидается на Петрушку и хватает его за нос.) Голубчики, батюшки, отцы родные, заступитесь, пропадет моя голова с колпачком и с кисточкой! Загрызла, окаянная, ой! ой! Помогите!..

Собака грызет Петрушкин нос, теребит его, вскидывает на себя и убегает с ним.