Пьесы

ВАНЬКА
(СОВРЕМЕННАЯ НАРОДНАЯ КУКОЛЬНАЯ КОМЕДЬ)
П е р с о н а ж и п ь е с ы (куклы):
1. В а н ь к а. Краснощекое круглое лицо, с крючковатым носом и усами, есть горб, одет в красную русскую рубаху и синие штаны; на голове остроконечная шапочка. Кукла сделана из тряпок; руки и ноги на крючках; приводится в движение нажимом пальцев на крючки. Говорит пискливо, для чего вкладывается в рот «говорок», то есть две желобчатых цинковых пластинки, обращенных желобами внутрь и перевязанных ниточками.
2. В а н ь к и н а Н е в е с т а, без имени. Круглолицая, разрумяненная, полной комплекции. Одета в розовую кофту и зеленую юбку, на голове красный платок и кусок кисеи. Также на крючках. Говорит тонким голосом (актер без «говорка» говорит за нее тонким голосом).
3. Ц ы г а н. Коренастый, лицо широкое, острижен в скобку, с бородой. Одет в черную поддевку, под левой рукой пришит кнут. На голове шапка. Говорит грубым голосом, с цыганским акцентом — кукла без крючков. Лошадь у него — базарная игрушка из папье-маше.
4. Д о к т о р. Тонкий, высокий, в маленькой шапочке. На глазах нарисованы очки. Одет в черный халат. Говорит глухим голосом. Кукла без крючков.
5. М и л и ц и о н е р. Плотный, коренастый, безусый. Одет в зеленоватую шинель; на боку сабля из палочки, разукрашенная чернильным карандашом, и револьвер. На голове милицейская фуражка со звездочкой. Говорит крикливо. Кукла без крючков.
6. К р а с н о а р м е е ц. Такой же, как и Милиционер, только на голове красноармейский шлем, а к левой руке пришито ружье. Говорит громко. Кукла без крючков.
7. Ч е р т. Весь черный, без одежды, с хвостом. Глаза красные. Кукла без крючков.
8. Б а р б о с. Белая из тряпок собака. У нее пасть из дерева.

Музыкант начинает играть на гармонике барыню. Из-за ширм слышится голос В а н ь к и: «Давай, давай, давай...» Музыкант продолжает играть, пока О т в е т ч и к не скажет: «Вот идет, идет».

В а н ь к а (за ширмами). Сычас иду. Иду, иду. (Бурчит, затем появляется над ширмами; Музыкант умолкает.)
О т в е т ч и к. Вот он. Пришел.
В а н ь к а (к публике). Поздравляю всех вас с праздником, с советским, а не кадетским.
О т в е т ч и к. А, Ванюша, здравствуй, здравствуй! Откуда ты, Ванечка?
В а н ь к а. Я пришел из Берлина, из самой Германии.
О т в е т ч и к. Чего ж ты приехал сюда, Ванюша?
В ан ь к а. Я приехал сюда жениться.
О т в е т ч и к. Хорошее дело... А там, в Германии, разве не мог себе невесту найтить?
В а н ь к а. Нетути.
О т в е т ч и к. А кого ж ты берешь себе в невесты?
В а н ь к а. Попову дочь.
О т в е т ч и к. Так, так. А сколько ты приданого за нее берешь?
В а н ь к а. Пять пудов картох, бутылку водки да хвост селедки.
О т в е т ч и к. А красавицу твою, Ванечка, можно видеть?
В а н ь к а. Можно, можно. Сейчас приведу. (Скрывается за ширмами, вновь появляется с Невестой и манерно раскланивается.) Здрасте, здрасте!
О т в е т ч и к (снимая шапку и кланяясь Ваньке и его Невесте). Мое вам почтеньице. А она у тебя, Ваня, хорошая?
В а н ь к а (оглядывая Невесту). Хорошая, пригожая!
О т в е т ч и к. А покажи, Ванюша, как ты ее любишь.
В а н ь к а (обнимает и целует Невесту). Хорошая, пригожая! Голубочка!
О т в е т ч и к. Симпампончик.
В а н ь к а. Симпампошичка. (Крепко обнимает и целует Невесту).
О т в е т ч и к. Ванечка, а можешь ты танцевать? Кто женится, тот должен знать танец всякий.
В а н ь к а. Могу. (Музыканту.) А ну, давай!
М у з ы к а н т. А что играть?
В а н ь к а. Полечку-машечку-канашечку.
О т в е т ч и к (Музыканту). Давай польку.

Музыкант играет польку «Бух». Ванька с Невестой танцуют. Иногда они останавливают танец, обнимаются и целуют сочно друг друга.


В а н ь к а. Хорошо мы танцуем, как в цирке.
О т в е т ч и к. Ванечка! А ты бы барыню протанцевал.
В а н ь к а. Можно. Отчего ж нельзя. (Музыканту.) Давай барыню.
М у з ы к а н т. Сыграю, только на чай с вас позвольте. А так не буду.
В а н ь к а. Дам, дам, только играй с усердием.

Музыкант играет барыню, Ванька с Невестой пляшут.

О т в е т ч и к. Ваня, а ты бы под ручку.
В а н ь к а (нежно Невесте). Давай под ручку, симпампончик. (Берет под руку и пляшет.) Эх... куды ни шло, ни ехало! (Музыкант учащает темп; пляшущие обнимаются, целуются и наконец исчезают за ширмами.) До свидания! (Публике.)
М у з ы к а н т. А мне на чай забыл, Ванюша?
В а н ь к а (из-за ширм). Я тебе вексель вышлю по радио. До свиданьица!
О т в е т ч и к. Не на долгое расставаньице.
В а н ь к а вновь появляется над ширмами, но без Невесты.
О т в е т ч и к. Что скажешь, Ванечка, новенького?
В а н ь к а. Что я скажу? Я задумал одно дело — лошадь купить.
О т в е т ч и к. А зачем она тебе нужна?
В а н ь к а. Как зачем? С своей красоткой кататься по улицам.
О т в е т ч и к. А, кататься, друг на друга любоваться!.. Хорошее дело. А знаешь, Ваня, я знаю, у кого лошадь купить.
В а н ь к а. У кого?
О т в е т ч и к. Дашь на чай, тогда скажу.
В а н ь к а. Дам тебе на бутылку самогону, скажи только.
О т в е т ч и к. Ну коли так, так скажу.
В а н ь к а. Нет, ты приведи ее.
О т в е т ч и к. Дашь задаток, так приведу.
Появляется над ширмами с лошадью Ц ы г а н.
В а н ь к а. А, здоров, дядя Гаврила.
Ц ы г а н. Мое почтень. (Кланяется Ваньке.) А я вот ищу на лошадь покупателя.
В а н ь к а. Да лошадь-то мне нужна,— давай сюда ее.
Ц ы г а н. Не дам без задатка, обманешь.
В а н ь к а. Сейчас, сейчас. Подожди маленько. (Ванька скрывается за ширмами, вновь появляется с дубинкой и бьет ею Цыгана.) Вот тебе рупь. Вот тебе два. Вот тебе весь задаток. (Размахивается и убивает Цыгана, Цыган падает за ширмы.) Теперича я купил коня. (Берет лошадь.)
О т в е т ч и к. Зачем ты, Ваня, человека побил? Он помер.
В а н ь к а. Он повар?
О т в е т ч и к. Нет, не повар, а помер: повар на кухне картошку жарит. Теперь надо дохтора звать.

(Хлопает в ладоши, является Д о к т о р.

В а н ь к а. Ты что за человек?
О т в е т ч и к. Это, Ваня, доктор, он лечить пришел.
Д о к т о р. Я доктор, лекарь, немецкий аптекарь. Зубы вставляю и вырываю, людей на тот свет отправляю. (Начинает осматривать и ослушивать Цыгана.) Тута?
О т в е т ч и к. Повыше.
Д о к т о р. Тута?
О т в е т ч и к. Пониже.
Д о к т о р. Вот тута?
О т в е т ч и к. Повыше.
Д о к т о р. Черт знает, что у вас! Ничего не пойму: то повыше, то пониже.

Ванька скрывается за ширмами и быстро появляется с дубинкой.

В а н ь к а (Доктору). Я сейчас расплачусь с тобой. (Размахивается и бьет дубинкой Доктора.) Вот тебе. Вот тебе. (Убивает Доктора.)
О т в е т ч и к. Что ты наделал, Ваня? Ты убил и Цыгана и Доктора. Сейчас сюда явится милиция и следственная комиссия и начнут дела расследовать.

Является М и л и ц и о н е р.

М и л и ц и о н е р. Это что за шум, за беспорядки? Среди белого дня людей убивают. Я сейчас с места в карьер всех отправлю в суд. (Глядя на убитых.) Это что? (Осматривает трупы.)
В а н ь к а (Ответчику). Не кажи, что я убил.
О т в е т ч и к. А что мне дашь за это?
В а н ь к а. Дам пять червонцев — не говори.
О т в е т ч и к. Этого, Ванечка, мне мало.
В а н ь к а. Сколько ж ты хочешь?
О т в е т ч и к. Десять червонцев.
В а н ь к а. Ну ладно, ладно; дам, только не кажи.
О т в е т ч и к. Давай сейчас.
В а н ь к а. Сейчас некогда, я тебе потом отдам, по золотому курсу.
О т в е т ч и к. Ну так и быть, подожду.
М и л и ц и о н е р (осматривая трупы). Это кто убил?
О т в е т ч и к. Эти сами умерли.
М и л и ц и о н е р. Надо сначала похоронить их, а потом будем дело разбирать.
В а н ь к а. Я их похороню, товарищ.

Ванька и Милиционер уносят по одному на руки убитых за ширмы под звуки похоронного марша Шопена и вновь появляются над ширмами; при их появлении музыка прекращается.

В а н ь к а. Отправили на колбасу.
О т в е т ч и к. Сейчас тебя, Ваня, Милиционер судить будет.
В а н ь к а. Я его рассужу по-своему. (Отправляется за ширмы, возвращается с дубинкой и, размахнувшись, убивает Милиционера.) Вот и всему суду конец.
О т в е т ч и к. Ну это еще неизвестно, что потом будет.
В а н ь к а. Давай его схороним, а то как бы не досталось нам.
О т в е т ч и к. Не нам, Ваня, тебе одному.

Ванька бурчит, уносит Милиционера под звуки того же марша за ширмы.

В а н ь к а (появившись опять). Ну, вот и все.

Является К р а с н о а р м е е ц и обращается к Ответчику.

К р а с н о а р м е е ц (показывая на Ваньку). Кто это такой? Дизиртер? (Ваньке.) Ну-ка, становись во хрунт под ружье!
В а н ь к а. Не хочу и не хочу! (Машет головой и руками.)
К р а с н о а р м е е ц. Бери, говорят тебе, ружье в руки. Не то в трибунал заберем!
В а н ь к а (берет ружье в руки). Я не умею.
К р а с н о а р м е е ц. Будешь уметь. Слушай моей команды!
В а н ь к а. Ружье у меня, кабы не так. Теперич я тебя не боюсь. Одним моментом заколю. (Закалывает насмерть Красноармейца.)
О т в е т ч и к. Ваня! Ты еще убил человека?
В а н ь к а (бурчит). И этого схороню.
О т в е т ч и к. А с кем ты будешь хоронить, ведь я не буду.
В а н ь к а. С кем? Хоть с чертом.

Является Ч е р т, они с Ванькой под звуки Шопена уносят убитого и потом вновь являются оба.

О т в е т ч и к. Вот теперь, Ваня, придет Барбос, он откусит тебе нос за твои дела.

Является Б а р б о с, Ванька старается его приласкать, но собака схватывает Ваньку поперек и тащит вниз, Ванька отбивается.

В а н ь к а. Отпустите душу на покаяние!
О т в е т ч и к. Это не по моде, Ванюша, каяться. А тебе, впрочем, надо, ты ведь в Живетской церкви ктитором состоишь.
В а н ь к а (отбиваясь). Ой, пустите, пустите!

Барбос с Чертом сталкивают Ваньку за ширму, и там все скрываются; Музыкант играет «Ах вы, сени, мои сени!».

После представления ширмы складываются. Ответчик с фуражкой в руках обходит зрителей.
Музыкант, если многие кладут, играет на прощание несколько веселых пьес.