Русский балаган
"Петрушка"

Состав коллектива
Александр Гринчук
г. Томск (Северск)
Александр Гринчук о своем театре:
Первый раз Петрушка появился в моей жизни года 34 назад. Я очень увлёкся театром кукол и даже ходил в кружок Дома Пионеров. В библиотеке я прочитал все, что было о театре кукол, а было немного. И вот в одной из книг я встретил Его. Это была фотография Петрушки Ивана Афиногеновича Зайцева. Кукла, что находится в музее ГЦАТК. Был, помнится, даже картонный Петрушка на палочке. Конечно, перерисованный с книги.
Прошло много лет и... И Петрушка вернулся ко мне.
Вернулся в 33 года. Именно тогда я решил сделать кукольный балаган. Сначала была прочитана вся литература, что нашлась о народном кукольном театре, статьи в интернете и видео. Были сделаны куклы из папьемаше и поясная четырёх рамная ширма. И главное голос, голос Петрушки, без которого балаган - не балаган, был сделан и звучал фирменно.
Когда всё собралось, на улице стоял конец декабря. Надо было играть, но где?
Взяв кукол и ширму, я отправился на главную ёлку города. Там как раз стояли ряды лотошников и продавцов новогодних сувениров, самая компания для Петрушки.
Первый раз был страшен. Нет, не для проходивших и иногда останавливающихся людей, а для меня.
Показав пару представлений, я пошёл домой. Выводы были сделаны.
Первый: куклы из папьемаше бьются, причём сразу. Второй: ширма не годится. Третий: пищик непонятен.
Тогда кукол я заказал у мастера-кукольника, они были изготовлены из текстиля по особой технологии и звучали при стуканье, как дерево, немного поглуше. Я мастеру описывал характер, повадки, поведение в репризе каждой куклы, и мастер попадал в цель. Петрушка, конечно, был сделан с Зайцевского, именно эта кукла служила для меня эталоном (сейчас он на почётной пенсии). Ширма. С ширмой были проблемы. Петрушечники, к которым я обращался за советом, или уходили вежливо от ответа или покажи спектакль, а мы МОЖЕТ тогда, так и быть, поможем с ширмой. Ширма нужна была традиционная, по-итальянски называется "костелле".
Обратился тогда к знакомому плотнику и мы по любительским видео и фото выступлений петрушечников, которые нашли в соц. сетях (там сняли немного голого остова, там кусочек сборки, а тут кусочек демонтажа) - секунды, но мы разгадали. Ширма была сделана.
С пищиком, голосом, тоже нужно было справиться. Ходил, гулял или бегал по делам в городе, а говорок во рту, то крикну сквозь него фразу, то посмеюсь. Взрослый дяденька, выдающий такие звуки:
- Дай Петрушке на чекушку! - а ещё таращащий от усердия глаза, выглядит клинические чудаковато. Домашние по пищику отслеживали моё прибытие к дому.
И ещё одна беда - ритм. Ритм спектакля смотрел в интернете: и петрушечников, и панчменов, и итальянских гураттелле.
Всё это растянулось на несколько лет с перерывами и возвращением.
И в 2017 я заиграл. Сначала на Масленицу, а потом, где позовут. И несанкционированные с властью выступления на улице, фестивали и т. д и т. п.
Вот так и играю по сей день и счастлив!

Участие в фестивалях:
2018 - Международный фестиваль Мир Сибири (Красноярск)
2018 - Международный фестиваль Праздник Топора
2019 - Международный фестиваль Праздник Топора
2020 - Фестиваль Дары Сибири (Новокузнецк)
Контакты:

аleksander.crossroads@yandex.ru
+7(952)806-9378